|
В
самом деле, приучение ребенка к аккуратности – процесс непростой и
небыстрый. Будут свои победы и поражения, стремительное продвижение
вперед и резкие откаты назад. Но дело того стоит.
Первое,
что стоит помнить: «От осинки не родятся апельсинки». Если папины
свернутые бубликами носки копятся кучей под диваном, мамины юбки веером
торчат из шкафа, а кот гоняет по комнате клубки пыли - странно требовать
от ребенка порядка. Нет, даже в такой ситуации иногда вырастают
дети-аккуратисты, но это, скорее, не благодаря, а вопреки воспитанию.
Поэтому, как бы банально это ни звучало, придется начать с себя. А потом
уже помочь ребенку.
Чем
старше становится ребенок, тем больше требований мы к нему предъявляем –
и к внешней аккуратности, и к соблюдению порядка в комнате, в портфеле,
на столе. И тем больше у нас возникает конфликтов на этой почве.
Мама приходит домой – и видит чудную картину: грязные ботинки брошены
посреди коридора, на столе в кухне гора огрызков и грязных тарелок, а
любимое чадо в школьной форме валяется на неубранной с утра кровати.
Знакомо? Еще бы!
Главное в такой ситуации – не задавать ненужных вопросов. «Почему ты не
снял форму?» «Почему посуда не мыта?». Какого ответа вы ожидаете? Вот
его и получите. От «я не успел» до « ааааа, ты меня не любишь!»
Гораздо проще сказать ожидающему упреков ребенку: «Сейчас ты снимешь и
повесишь форму, уберешь ботинки и вытрешь пол, а потом подойди ко мне, я
тебе скажу, что делать дальше».
Уверяю вас, это сбережет вам несколько нервных клеток, а результат будет
лучше. Потому что дети не со зла забывают сменить одежду и убрать за
собой огрызки. Они просто не умеют распределять время. И – действительно
не успевают до вашего прихода. А что нередко делаем мы? Сначала
устраиваем скандал, чем не улучшаем себе настроение, зато даем ребенку
возможность сказать: «Ах, так? Теперь я НАЗЛО ничего делать не буду». А
потом – сами начинаем уборку. И практичные дети, вместо того, чтобы
устыдиться, делают вывод: если потянуть время, мама сама все приберет.
Поэтому чем спокойнее и последовательнее вы будете, тем легче будет приучить ребенка убирать за собой.
Правила, позволяющие легче приучить ребенка к аккуратности:
1. Поддерживать
порядок должно быть легко. Минимум вещей в детской. Минимум игрушек в
один момент времени в доступе (удобнее всего оставлять на поверхности
15-20 игрушек – и менять их раз в неделю-две на другой набор). Никаких
декоративно заставленных горизонтальных поверхностей: они создают
ощущение беспорядка даже когда все расставлено по местам.
2. Мусорные корзинки в каждой комнате облегчают поддержание порядка.
Представьте, что с каждой картофельной шкуркой вам нужно было бы бегать
из кухни в комнату. Удалось бы избежать горки очистков на ближайшей
поверхности? Вряд ли.
3. Хотите, чтобы ребенок выглядел аккуратно? Пока он не вырос
достаточно, чтобы определять чистоту и «приличность» футболок или юбок
на глаз, приучите его всю снятую одежду складывать в бак для грязного
белья. Очень удобно поставить такую корзину в детской, рядом с кроватью.
Сразу решится две проблемы: вы всегда будете уверены, что ребенок одет в
чистое, даже если он одевался сам – и при уборке станет понятно, куда
класть лежащую на полу одежду: в шкаф или в корзину.
4. Помогите ребенку не запускать комнату – там, где достаточно
пятнадцатиминутной ежедневной уборки, дети справляются сами. А вот
накопившийся за месяц беспорядок вызывает у них панику.
5. Музыка – помощник при уборке. Телевизор – помеха.
6. Велико искушение отвести для уборки время перед сном. Не поддавайтесь
этому искушению! Самое удобное время – перед ужином: у вас еще будет
время на приятные дела, чтобы закончить день чем-то радостным.
7. Не наказывайте уборкой! Помните: мыть полы или стирать одежду в
наказание – это значит обесценивать важность и нужность того, что делает
ребенок.
8. Не жалейте похвалы! Даже если поддержание порядка обязанность ребенка, поблагодарите его, похвалите и поддержите.
Ребенок
– это отражение родителей. Он «как губка» впитывает все то, что вокруг
него происходит. Для ребенка личный пример родителей – образец для
подражания. Дети учатся на примере родителей, копируют их поведение и
плохое и хорошее. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) – талантливый
педагог-новатор, писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только
тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете
ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда
вас нет дома»
|
0 коммент.:
Отправить комментарий